читать дальшеОдновременно с нами на берегу Кучерлы встали еще группы. Первая состояла из двух парней и двух девушек. Они несли большое количество альпинистского снаряжения. Их лица были столь серьезны и даже мрачны, что мы прозвали их "четверо с мрачными лицами и ледорубами". Агния объяснила это тем, что люди, настроенные на восхождение на Белуху, очень часто такие мрачные-мрачные, а те, кто просто идут к подножью Белухи - веселые и беззаботные.
Четверо мрачных с ледорубами (ТМ) первым делом вместо "здрасти!" спросили нас, не собираемся ли мы орать песни всю ночь. Мы очень удивились и пообещали вести себя хорошо.
Всю ночь орала другая группа. Они, похоже, хлебнули лишнего и решили злоупотребить еще одним непотребством - издевательством над гитарой. Мы уже спать легли, а они все орали и орали туристические песни. Мы терпели. Но когда они стали петь "Мурку", то Агния встала, пришла на их "стойбище" и сказала им немало выразительных слов.
Утром начался наш путь к озеру Ак-Кем. Сначала мы шли по берегу Кучерлы, а потом по берегу реки Ак-Кем. Дорога все время шла немного вверх. Этот подъем не заметен для глаза, но ноги это чувствуют. Ты вроде бы идешь прямо и прямо, не чувствуешь себя в горах, но если посмотреть на то как бурно течет река, понятно, что уклон вниз существенный.
Кучерла - довольно бурная и опасная река (6 уровень сложности) с каменистым дном. К сожалению, каждый год находятся безумцы, которые пытаются спуститься вниз по течению на каяках или перейти в брод. Итог всегда печален. Я видела мемориальные таблички на берегу...
Самый сложный участок пути - т.н. "прижимы". Это когда очень узкая полоска берега между водой и горой. И это даже не ровный берег, а нагромождение больших камней. По ним нужно прыгать. Прыгать с рюкзаком с камня на камень это такое невиданное развлечение, скажу я вам. Есть участки, где камни стоят плотно друг к другу и можно просто перешагнуть, а есть прямо-таки аттракцион "поймай друга". Какие все-таки чудесные у меня были спутницы - все друг друг помогали, подавали руки, не давали грохнутся.
Вода в алтайских реках очень-очень чистая, ее можно пить без кипячения. Время от времени я ложилось пузом на берег, опускала лицо в воду и пила. Я не думал о том, что вода очень холодная и вдруг там может водиться бактерия. Я думала только о том, чтобы рюкзак не перевесил меня и я не упала бы в воду.
В самом начале пути Агния сказала, что наш маршрут самый людный из всех алтайских маршрутов, поскольку к Белухе идет огромное количество народа. Альпинисты идут покорять эту гору, а различные "практикующие" идут за сакральным. Нам постоянно попадались группы людей, которые шли нам навстречу или обгоняли нас или стояли на берегу. Принято здороваться со всеми, кого встречаешь в пути. И у нас было сплошное "здрасти-здрасти". И все, ну вот решительно все говорили нам "Ой! Женская группа!". Спрашивали, не за грибами ли мы собрались, нельзя ли к нам присоединиться, не похудательный ли у нас тур. Сначала мы смеялись и предлагали нас догонять, потом нас это все дико достало. Параллельно нам до самого озера шло несколько групп, они то догоняли, то отставали.
Один из привалов особенно "доставил". Мы встали передохнуть возле небольшой туристической базы, директора которой знала Агния. Нам вынесли ведро кваса, на территории базы оказался цивилизованный туалет, жизнь была прекрасна. И тут я узнала, что на базе есть радиотелефон, с которого за деньги можно позвонить домой - его мощная антенна берет в горах. И я решила, что ведь у меня дома "хорьки-паникеры", надо бы бабушке позвонить. Мне вынесли трубку и сказали, что у меня ровно минута. После пары минут шума и треска в трубке я услышала голос бабушки и очень быстро протараторила, что я звоню с горы и все хорошо, и выключила трубку. С меня взяли только половину стоимости разговора, т.к. я уложилась в 30 секунд.
А еще на базе был кот, который ловил бурундуков и ел их.
"Ак-Кем" означает "Белая вода". Река Ак-Кем была молочно-белой от глины, но все равно ее вода вкусная и чистая. Мы шли вверх по течению. Река становилась все шире и спокойнее. Все шире был берег.
И вдруг мы вышли на участок берега, покрытый желтыми маками. Они росли среди камней, и это было совершенно мистическое зрелище. И это был конец пути вдоль рек. Когда мы прошли через маковое поле, то оказались в том месте, где из озера Ак-Кем вытекает одноименная река.
Теперь нужно было найти место для стоянки. Я даже не представляла, что берег озера может быть так плотно населен туристами. В поисках места, где можно было бы встать, мы прошли довольно много.
На берегу Ак-Кема есть метеорологическая станция. У меня создалось мнение, что основной своей деятельностью метеорологи не занимаются, а доход получают, продавая лепешки, перевозя народ на лодке через Ак-Кем и пуская людей в свою баню.
Мы нашли место, встали стоянкой и начали готовить еду. И тут я увидела самый удивительный закат в моей жизни - когда солнце садилось за горы, появилась радуга. Она была такая яркая и такая близкая, что казалась плотной, материальной. Я первый раз видела радугу без дождя. Все семь цветов были очень отчетливыми.
А дальше нам предстояли "радиалки" - то есть радиальные выходы со стоянки с возвращением в тот же день, с собой брали только еду, воду и "сидушки". Белуха была уже совсем недалеко и первая "радиалка" предполагалась именно туда.
Продолжение следует.